Только специалист способен определить нуждается ли ребёнок в помощи. Но основные навыки устной речи, которыми должны владеть дети старшего дошкольного возраста, смогут определить даже непрофессионалы.

Ребёнок 6-7 лет уже вполне способен:

· рассказывать короткие сказки;

Такие, как «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Лиса и журавель», «Колосок» и прочие.

· выражать собственное мнение, предположение, переживания;

Ребёнок внимательно слушает сказки (особенно новые и неизвестные) отвечает на вопросы по сюжету, видит положительные и отрицательные черты характера персонажей, делает выводы.

· произносить правильно звуки, согласовывать слова в предложении;

Не «глотать» окончания, не переставлять буквы местами и не терять их, слова согласовывать правильно по родам и падежам.

· поведать о строении книги, рассматривать её и выражать свое отношение к персонажам произведения;

Книги привлекают детей своей красочностью. Малыши знают, что их следует беречь и знают почему, легко воспроизводят сюжет по картинкам.

· интересоваться звуковой стороной речи: определить место звука в слове, подобрать слова с заданным звуком и т.д.

Игры «Назови слова со звуком [л]», «Где спрятался звук [о]», «Скажи слово, которое начинается на…» помогут определить степень владения и понимания ребёнком речи. Звуки и буквы можно загадывать любые.

· экспериментировать со словом, звуком, конструировать новые слова и словосочетания;

Замена одной буквы способна полностью изменить слово (ночь – дочь, мёд – лёд и т.д.), с одним и тем же словом можно составить несколько словосочетаний – светлый день, выходной день, День Земли.

· владеть элементами культуры речи: употреблять правильную форму во время обращения, говорить четко, вежливо, глядя в глаза собеседнику;

Сюда же добавим употребление слов вежливости (пожалуйста, здравствуйте, извините, спасибо), умение слушать и не перебивать собеседника.

· отображать языковое своеобразие игрового образа в театральной деятельности.

Характер каждого героя индивидуален и это обязательно проявляется внешне. Мимика, жесты, темперамент, речь – всё говорит о его особенностях. Робкий и стеснительный герой говорит тихо, неуверенно; злой – громко, надменно и грозно; добрый – ласково, мелодично и так далее.

Проверив навыки, знания и умения своего ребёнка, вы, возможно, столкнётесь с некоторыми трудностями. Но не переживайте: все «пробелы» в знаниях обязательно исправит школа. Чтение и написание слов «выровняют» речь, выработают «привычку» употреблять слова в нужной форме, правильно согласовывать их и выговаривать. Да и кто сказал, что речь – основной показатель готовности ребёнка к обучению? Ведь малыш должен быть готов физически и социально, знать окружающую среду, уметь размышлять логически и даже обладать творческими способностями.

Любите своих детей, помогайте им, не оставляете наедине с трудностями и тогда ваш ребёнок обязательно справится с ролью ученика!